То, что не ясно, следует выяснить.
То, что трудно творить,
следует делать с великой настойчивостью.
Конфуций.
Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли
преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения
(и обучающегося). Переоценка преподавания имеет несомненный приспособительный смысл лишь
для жизни человека в неизменной природной и социальной среде. В современном мире,
характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями
совершенно необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания
(с преподавателя) на учение (ученика), организовать само преподавание не как трансляцию информации,
а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, что возможно лишь в условиях полной индивидуализации в обучении.
Вторым недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов
обучения в школе со стороны протекания во времени: единой для всех время на овладение программой,
единая для всех длительность урока, для 30 учащихся единый темп ведения урока, обусловленный
индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учеников, и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
Развитие детской одаренности является приоритетным направлением образовательной модели МОУ
«Гимназия».
Реализуя данный проект, мы ставим перед собой ряд задач: выявление социально активной молодежи;
организация мероприятий по поддержке и продвижению одаренных детей ; психологическое развитие старшеклассников ; расширение возможностей молодежи к развитию своих креативных способностей.
Надеемся, что наши старания приведут к появлению системных новообразований в работе с
одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства гимназии.
Планы учителей математики охватывают главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей
в условиях муниципального общеобразовательного учреждения заведения, содержат оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечают перспективы, определяют приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержат конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Планы работы МО учителей математики направлены на совершенствование образовательной среды,
которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. То есть, от вопросов
«Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия
необходимо создать для учения одаренного ребенка?» К таким условиям мы относим,
в первую очередь, реализацию индивидуальности личности обучающихся.
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства гимназии и возрастающих
потребностей гимназистов привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и
задачам:
1. Применение междисциплинарного подхода.
2. Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися.
3. Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа.
4. Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи.
5. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы.
6. Поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей.
7. Оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов.
8. Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.
9. Установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных,
идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Учебный материал, применяемый педагогами гимназии в работе с одаренными детьми, соответствует
следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая
направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многообразии
точек зрения.
Одарённые дети с определённого этапа должны иметь возможности подключиться к различным
глобальным формам творческой коммуникации.
В гимназии работают различные факультативные курсы («Графы в решении логических задач»,
«За страницами учебника математики», «Геометрия вокруг нас» ), элективные курсы
(« Теория вероятностей»), кружки, научное общество старшеклассников.
Заседания научного математического общества были посвящены темам «Уравнения и неравенства
с параметрами», «Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств»,
«Практическая математика», и т.д.
Ежегодно в январе проходит декада, посвященная математике. Турниры смекалистых, конкурсы,
«Звездный час», математический КВН, выпуск листовок «А знаешь ли ты?» вызывают
большой интерес у гимназистов.
Всегда успешно участвуем в различных городских и областных конкурсах, олимпиадах,
интеллектуальном марафоне, в турнире им. М.В.Ломоносова.
Одни конкурсы завершились, другие еще только набирают обороты, но нас уже захватил всецело
этот мир улыбок и чистых сердец, в котором органично взаимосвязаны знания,
способности, хорошие манеры, любознательность и жажда победы. Наши с Вами дети
уникальны тем, что они уважительно относятся к своим коллегам по номинациям,
интересуются абсолютно всем, хотят знать больше и умеют получать эти знания.
Это действительно новое поколение, светлое будущее нашей России.
Наша задача — поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения.
Вместе мы сможем многое.
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из
перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь
одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной
системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и
очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен
принцип приоритета личности.
Анализ участия учащихся МОУ «Гимназия№5» г.Брянска в различных конкурсах,
смотрах, районных, городских и областных олимпиадах показывает, что в коллективе
имеется довольно значительная категория одаренных детей. Вместе с тем, как
отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических чтениях, возможности
и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.
Работа педагогического коллектива школы в контексте с ведущей методической
проблемой школы «Создание эффективного образовательного пространства на
гражданско-правовой основе» позволила более отчетливо увидеть и данную
проблему: невозможно только средствами и возможностями урока развивать
творческий потенциал личности.
Скачать программу
|