УЧИТЕЛЬСКАЯ > МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА > КОПИЛКА  
 
Обществознание. 11 кл.
Учитель Акинщикова И. В.

Тема урока "Социальная стратификация"

Тип урока:
урок изучения нового материала (с опережающими заданиями: индивидуальными и групповыми).

Цели урока:
1. Показать особенности социального расслоения общества на основе различных систем социальной стратификации.
2. Развивать коммуникативные умения учащихся.
З. Развивать аналитическое мышление учащихся.

План урока:
1. Социальная дифференциация.
2. Классы или страты
З. Социальный статус
4. Системы социальной стратификации
      А) рабство
      Б) касты
      В) сословия
      Г) классы
5. Закрепление изученного материала.

Подготовка к уроку:
Класс разбивается на 5 групп:
        1) изучает "Рабство" (учебник + дополнительный материал)
        2) изучает "Касты" (учебник + дополнительный материал)
        3) изучает "Сословия" (учебник + дополнительный материал)
        4) изучает "Классы" (учебник + дополнительный материал)
        5) на основе анализа системы социальной стратификации заполняет сравнительную таблицу; индивидуальные сообщения "Классы или страты? Изменение подходов в науке".

Ход урока
Вводное слово vчителя:
Мы с Вами начинаем изучать тему "Социальная система общества".
Тема сегодняшнего урока - "Социальная стратификация".
- А что такое система вообще?
(целое, состоящее из элементов)
- Какие Вы можете назвать элементы социальной системы?
(социальные слои, группы, общности, классы ... )
- Как они соотносятся друг с другом? Равны или не равны?
(неравны)

1. Т. е., в обществе существует социальное расслоение или
Социальная дифференциация
(запись на доске)
Давайте сформулируем определение, что же такое социальная дифференциация - выделение определённых социальных групп и общественное неравенство между ними.
Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию
(составление схемы)


- В чём выражается экономическая дифференциация?
(различие в доходах, уровне жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоёв)
- В чём выражается политическая дифференциация?
(в делении на управляющих и управляемых, политических лидеров и
массу)
- В чём выражается профессиональная дифференциация?
(выделение различных групп по роду деятельности, занятиям, профессиям) Одни профессии престижные, например?
Другие, не престижные, например?
Но это деление относительно, т. к. меняется со временем.

2. Вернёмся к тому, что общество - это система, состоящая из различных социальных общностей.
Чтобы изучить структуру этой системы, научиться выявлять тенденции её изменений, нужно определиться, что считать ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ этой системы?
Давайте проследим, как в науке менялись представления об этом основном элементе. А помогут нам в этом мои помощники - консультанты.
Будьте внимательны, Постарайтесь отметить критерии, по которым выделяются классы и критерии для выделения страт.
Выступление консультантов "Классы или страты" (3-4 минуты)
- Критерии для выделения классов?
(отношения собственности)
- Критерии для выделения страт?
(доходы, профессии, образование, власть, образ жизни, стандарты потребления)
т. е. социальное положение.
Использование какого из этих двух основных элементов позволяет создать более многомерную, реальную картину социальной действительности? (страт)
- Давайте сформулируем определение, что же такое СТРАТА? - большая группа людей, отличающаяся по их положению в социальной структуре общества (доходам, профессиям, образованию ... )
СТРАТИФИКАUИЯ - ...

3. Но доход, власть, образование, престиж, определяют и СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, т. е. социальный статус является обобщенным показателем стратификации.
СОЦИАЛЬНЫИ СТАТУС
(на доске)
Дадим определение этому понятию
- положение человека, которое он автоматически занимает в обществе как         представитель большой социальной группы.
Выделяют приписываемый социальный статус и достигаемый социальный статус.

Составление схемы:

- Каким обществом является современное российское общество?

4. А теперь давайте охарактеризуем и проанализируем исторически сложившиеся системы социальной стратификации:
рабство
касты
сословия
классы.
Каждой группе раздаются листы для сопоставительного анализа (заполняются по ходу выступлений).
Напишите в правом верхнем углу "свою" систему социальной стратификации. Познакомьтесь с вопросами для анализа.
Выступления четырёх групп
(max 25 мин)


5. Немного времени (около 3 мин) дать после выступлений.
В это время эксперты-консультанты выполняют тестовые задания (подписать фамилии)
Тесты сдаются мне
Листы сопоставительного анализа сдать экспертам-консультантам.

Во время проверки листов экспертами-консультантами учитель беседует с классом:
1. В каком обществе (когда) возникло социальное расслоение?
2. Было ли оно в первобытном обществе? Докажите.
3. Можно ли устранить неравенство в обществе вообще, создать социально однородное общество? Почему?
4. Может ли человек, обладая высоким уровнем образования, оказаться на самой низкой ступени социальной лестницы? Смоделируйте такую ситуацию. Но это скорее правило или исключение?
5. Опишите образ жизни, доход кого-то из своих знакомых (или отвлечённый пример). А другие должны определить, к какому слою относится этот человек. Пояснить ответ.

Эксперты-консультанты подводят итоги работы с листами.

Учитель: Итоги урока
Общество социально стратифицировано
Понятия (повторить при наличии времени)

Домашнее задание §26 (учебник Кравченко)


Приложение 1
Тест
Социальная стратификация

1.        В основе марксистского учения об обществе лежит:
А) теория социальной стратификации
Б) классовая теория деления общества
В) теория биосоциального деления общества

  1. Какой признак классов в марксистской теории считается ведущим:
А) роль в общественной организации труда
Б) доля и форма получения дохода
В) отношения к средствам производства, собственности

  1. Социальная стратификация - это:
А) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой
Б) система признаков, определяющих социальную структуру
В) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям

  1. Центральное понятие теории социальной стратификации - понятие "страта" означает:
А) расслоение общества
Б) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре
В) процесс дифференциации общества
г) все перечисленное выше

  1. Важнейшими критериями социальной стратификации М. Вебер считал:
А) уровень доходов
Б) социальный престиж
В) политическое положение - обладание властью
Г) все перечисленные выше

6.        Приведите в соответствие название теории и характеризующее ее положения:
А) все общественные процессы рассматриваются с точки зрения борьбы классов
Б) при определении социальной структуры нужно учитывать многие критерии: доход, профессия, образование, возраст и т. д.
В) единственным основанием расслоения общества выступает обладание собственностью
Г) социальные изменения и социальная структура многомерны и многообразны

Классовая теория - ?
Теория социальной стратификации -?

7.        Какие из примеров относятся к 1 достигаемому, а какие к - 2 приписываемому статусу :
А) профессор
Б) глава католической церкви
В) президент
г) украинец
Д) муж
Е) космонавт
Ж) женщина
3) герцог
И) негр
К) член ЛДПР

Ключ к тексту


1. Б

2. В

3. Б

4. Б

5. Г

6. Кл. теория – А, В
Теория соц. страт. Б,Г

7. 1 – А, Б, В, Д, Е, К
2 – Г, Ж, З, И

Приложение 2

Сопоставительный анализ отдельных типов стратификации

  Рабство Касты Сословия Классы
1. Понятие. Характерные особенности.        
2. Когда и где получают особое распространение?        
3. Чем определялись права и обязанности индивида?        
4. Для какого типа общества характерен?        

© Брянская гимназия №5 О нас || Наши координаты || На главную
Используются технологии uCoz